Фольклорист несчастный!

Фольклорист несчастный!

19.10.2018 0 Автор avtor

Реплика из любимой комедии неизменно вызывает смех миллионов зрителей. Но если абстрагироваться от конкретного персонажа в исполнении незабвенного Александра Демьяненко, то он, фольклорист, действительно несчастный.

Судите сами: со всех сторон мы слышим о том, что русская народная сказка воспевает любителей дармовщины или, проще говоря, халявщиков. Емеля катается на самобеглой печке, и все его желания исполняются «по щучьему веленью, по моему хотенью». Иванушка-дурачок влезает в ухо Сивки-Бурки, а из другого уха выходит красивым и нарядным… Примеры можно продолжить. Причём, победителями всегда становятся те, кого принято называть дураками. С этого места – чуть подробнее.

Когда-то дневное светило обозначалось именем Ра. Язык донёс до наших дней отголоски тех давних времён: радуга – солнечная дуга, радость – чувство, согревающее как Солнце, разум – светлый, солнечный ум и т.д. Два, ди, ду – слова, обозначающие одно и то же числительное. Все мы – дети Солнца. А вот ду-Ра – это дважды солнечный. То есть, человек с более тонкой духовной организацией. Если хотите, прекраснодушный интеллигент, обременённый мощным набором морально-нравственных устоев и ограничений, к которым можно добавить непрактичность, уступчивость, уживчивость и иже с ними. В глазах хватких, хитрых, жёстких дельцов такие дважды солнечные персонажи и впрямь выглядят дурачками. Однако, симпатии основной массы населения именно на их стороне. И это можно понять: народу хочется, чтобы честные, добрые, милосердные побеждали хотя бы в сказках.

Вместо того, чтобы полакомиться свежей ушицей, Емеля пожалел щуку, которая была мудрой и, как потом выяснилось, всемогущей. Мудрая и всемогущая — так обычно говорят о природе. Проще говоря, сказка о том, как человек заключает с природой договор о разумном сотрудничестве и взаимопомощи. Буквально: я тебя, матушка, пожалею, но и ты, родимая, не оставь меня без милости своей. Главное чудо сказки — печка. Не лавка, не сундук, а именно печка, незаменимая помощь в борьбе с российскими морозами, кормилица, семейный очаг, основной стержень народной жизни. И если человек сотрудничает с природой, то ему везде житьё привольное. В сказке эта разумная мысль заменена мобильной печкой — гениально!

При чём здесь халява? Халявой здесь и не пахнет. Напротив, в стародавние времена народ понял, что получения неоплаченных благ вообще не существует, и закрепил эту важную мысль в произведении устного народного творчества. Другое дело, что мы, мнящие себя умниками, трактуем сказку на свой лад. У нас уже и вёдра прохудились, топоры переломились, печка в землю вросла по самые печурки, но разве мы щуку-бедняжку отпустим? Сегодня на сковородку её, родимую, а завтра хоть трава не расти… Мы же самые умные.

«Сивка-Бурка» — сказка про коня. А конь в народной культуре является символом счастья. То есть, сказка о поисках счастья. Почему Сивку-Бурку поймал именно дурачок? Потому что дважды солнечный. А счастье, как известно, красит человека, делает лучше, совершеннее. Именно поэтому герой сказки становится красивым и нарядным. То есть, халява опять ни при чём. Победив в конкурсе на замещение вакантной должности царёва зятя, победитель отказывается от царевны и половины царства. Причина неизвестна, но на такую несусветную глупость способен только русский интеллигент…

А фольклорист всё это понимает, оттого он и несчастный.

Поделиться ссылкой: